Январь-5 SPORT – ЭСУД для атмосферных поршневых ДВС.
Цена 11 000 руб
Система управления, построенная на базе ЭБУ Январь-5.1 2112-1411020-41 программа которого целиком переписана. Первоначально разработчиком системы является Алекс Соколов (unclesam), система применялась в кольцевых соревнованиях (Супертуризм, LadaRevolution), однако он забросил ее развитие, а поскольку много моментов в его системе было реализовано принципиально неправильно (например поправка по напряжению бортсети) и отсутствовала работа с широкополосным ДК — пришлось самому браться за дело.
J5Sport целесообразно применять на атмосферных 4-х цилиндровых спортивных двигателях (4 дросселя), либо для управления спортивным двигателем с 1 дросселем (если имеет место высокий уровень доводки двигателя). При этом не важно произведен двигатель в России или нет. Есть положительный опыт установки J5Sport на двигатели Toyota и VW.
Как правило если при постройке двигателя планируется превышение планки рабочих оборотов 9000 — однозначно для управления таким двигателем должна быть выбрана система j5sport, поскольку другие решения не позволяют работать выше этой планки! Система использует в качестве фактора нагрузки двигателя положение дроссельной заслонки, имеет 3-х мерные таблицы топливоподачи и зажигания размерностью 17*33 (17 линий нагрузки пропорционально положению дросселя, 33 линии оборотов с шагом 400rpm) нагрузка и обороты имеют диапазон 256 точек (дискрет 50rpm и 1/256 диапазона угла поворота дросселя) для получения промежуточных значений во всех таблицах используется функция линейной интерполяции. Система может работать вплоть до 12750rpm оставаясь в зоне калибровочных таблиц (при реализации датчика положения коленчатого вала на маховике двигателя). Эбу имеет высокую разрешающую способность по длительности импульса форсунок и моменту искрообразования, глубину (диапазон)топливных таблиц — 16 бит, разрешение по каналу управления зажигания 1.5мкс. Это обеспечивает точность формирования момента зажигания на оборотах 10000 rpm порядка 1.8 градусов (0.18 градуса на 1000rpm), таким образом по многим параметрам J5Sport превосходит многие aftermarket контроллеры построенные с применением более мощных процессоров (например Motec). Это превосходство является следствием того, что в ЭБУ применен специализированный микроконтроллер SAF80C509 c аппаратными средствами упрощающими реализацию системы управления двигателем и того, что его программа написана ассемблере MCS51 с оптимизацией критических циклов. ЭБУ работает только в режиме попарно параллельного впрыска топлива (каждая форсунка открывается 1 раз за оборот двигателя или 2 раза за цикл) — датчик фаз не поддерживается. Кроме того, система позволяет:
— Автоматически настраивать подачу топлива путем обучения ЭБУ с использованием широкополосного датчика свободного кислорода в выхлопных газах, в соответствии с “желаемым составом смеси” в 64 режимных точках. Также возможна работа с узкополосным датчиком, включенным в режиме “альфаметр”, однако (см. картинки) подобная настройка не рекомендуется.
— Управляет вентилятором охлаждения двигателя.
— Реализовывать функцию автостарт (ограничение оборотов двигателя по специальной программе для предотвращения пробуксовки ведущих колес на старте в дисциплинах типа “drag racing”).
— Реализует “мягкую отсечку” (вырезание зажигания при приближении к оборотам отсечки для предотвращения превышения оборотов при разгоне двигателя без нагрузки)
— Корректирует подачу топлива в соответствии с температурой воздуха и абсолютным давлением в диапазоне высот -100 +2000 метров над уровнем моря.
Система управления j5sport постоянно модифицируется, в ней могут быть реализованы дополнительные функциональные возможности.
Система J5Sport не может быть использована на двигателях с компрессорами и турбокомпрессорами а также на транспортных средствах эксплуатирующихся в условиях превышения указанного диапазона высот над уровнем моря(авиа)! Установка ЭСУД на подобные транспортные средства приведет к неадекватному управлению двигателем и возможному его отказу!
В настоящий момент алгоритмы модифицированной микропрограммы J5Sport доведены до своего логического совершенства. Полностью проработана методика настройки ДВС в один этап, без дополнительной подстройки пуска двигателя для любых двигателей с любыми форсунками, чего не позволяла делать оригинальная система. Унифицирована прошивка для 4-х и 8-ми форсунок, теперь число форсунок выбирается в мониторе.
Комплектация:
— ЭБУ j5-SPORT
— Проводка (возможна доработка проводки для ЭБУ Январь-5.1 -41)
— Датчик Абсолютного Давления – GM,Волга.
— Датчик температуры ОЖ – Любой терморезистивный.
— Датчик температуры воздуха — Любой терморезистивный.
— ДПДЗ (рекомендуется GM)
— Форсунки – 4 или 8 штук. (один или 2 ряда) 905 либо другие. Lag time и battery offset для всех форсунок одинаковый, однако производительность в рядах может различаться!
— Модуль зажигания ВАЗ
— РХХ (опционально для двигателя с стандартным дроссельным модулем)
Картинки
Форсунки – ГАЗ. ДТВ – переделан из стандартного ДТОЖ. ДАД — не установлен.
Главная таблица топлива. (шаг сетки по оборотам 320rpm, по нагрузке 16 уе).
Результат автоматического обучения по стандартному лямбда зонду в течении продолжительного времени. На поверхности отчетливо видны горы которые “нарыл” используемый алгоритм регулирования, кроме того верхняя линия поверхности (полный дроссель) явно не отражает характеристику наполнения двигателя воздухом. Однако даже с такой поверхностью машина ехала много резвее, чем с стандартными прошивками, построенными с использованием старых методик настройки двигателей (стандартный софт ВАЗ, поправки GBC по логам).
Тот же самый автомобиль, настроенный с применением широкополосного ДК BOSCH 0.258.007.057 и контроллера LM-1 (innovate motor sport), при движении в течении 3-х часов в смешанном режиме (город-трасса), поверхность по видимому представляет собой наиболее близкую к идеальной для такого двигателя.
На поверхности четко заметен перекос состава смеси по оси нагрузки в отношении предыдущей настройки, так например, на линии 100% дросселя (верх графика) смесь была бедной, а на малых нагрузках наоборот богатой. Исходя из 2-х поверхностей, можно сделать однозначный вывод, что настройка спортивного двигателя с применением узкополосного датчика кислорода в качестве широкополосного (режим альфаметра) является неприемлемой как для достижения максимальной отдачи, так и с точки зрения экономии топлива!
Статья предоставлена Emmibox, оригинал http://rotorman.nm.ru/j5-sport/j5sport.dhtml